Способы стрельбы с подвижных средств

                 

 

Дополнительная информация по стрельбе с подвижных средств

Огневые средства бронетранспортеров и стрелковое оружие десанта могут использоваться для стрельбы с ходу, с коротких остановок и с места.

Огонь с ходу применяется во время атаки, контратаки и при преследовании отходящего противника. Этот способ стрельбы наиболее труден в связи со следующими особенностями.

Бронетранспортер в движении получает значительные колебания, характер которых зависит от рельефа местности, направления и скорости движения машины. Непрерывные колебания машины затрудняют наблюдение за полем боя, особенно через бойницы. Условия наблюдения через бойницу ухудшаются настолько, что часто цель, известная наблюдателю и хорошо видимая вне бронетранспортера, после посадки в него не обнаруживается стреляющими. Величина поля зрения при наблюдении через бойницы зависит от удаления глаза по отношению к бойнице. Поэтому наблюдателям надо располагаться так, чтобы быть как можно ближе к бойнице; в этом случае поле зрения увеличивается.

Колебания машины во время движения не только существенно затрудняют наблюдение и обнаружение целей, но и чрезвычайно затрудняют прицеливание: точно навести оружие в цель практически невозможно даже при средней боевой скорости машины. Опытные стрельбы показывают, что колебания машины вызывают ошибки в прицеливании до 20 тысячных (0-20), т.е. в 10 раз больше, чем при стрельбе с места из неустойчивых положений.. Поэтому стрельба с ходу эффективна только по групповым целям и крупным одиночным целям на близкие расстояния.

Для уменьшения колебаний машины водитель должен выбирать наиболее удобный путь движения на указанном направлении, а стреляющие—уметь выбирать наиболее выгодные моменты для ведения огня. Для этого в ходе тренировочных занятий и учебных стрельб у обучаемых надо вырабатывать “чувство машины”, т. е. способность ощущать колебания корпуса машины во время ее движения и правильно выбирать наиболее выгодные моменты для производства очереди.

Помимо трудностей в наблюдении и наводке оружия, вызываемых колебаниями корпуса машины, стрельба с ходу осложняется еще следующими обстоятельствами. Движение машины на поле боя может быть различным , по направлению относительно цели. Направление движения машины относительно цели характеризуется курсовым углом. В зависимости от величины курсового угла машины направление движения может быть фронтальным, косым и фланговым (рис. 20). Если направление движения машины совпадает с направлением на цель или близко к нему (в пределах ± 30°), то такое движение бронетранспортера называют фронтальным. При курсовых углах от 30 до 60° движение машины принимается как косое относительно направления на цель. Если курсовые углы находятся в пределах от 60 до 120°, то движение машины будет фланговым.


Рис. 1. Виды движения бронетранспортера относительно цели:
а — фронтальное; б — косое; в — фланговое

При фланговом и косом движениях бронетранспортера пули отклоняются в сторону направления движения машины, так как при вылете из канала ствола они сохранят и скорость движения машины. Это особенно сказывается при фланговом движении (рис. 2).


Рис. 2. Боковое отклонение пуль при фланговом движении бронетранспортера.
При скорости бронетранспортера V=4 м/сек (=15 км/ч) и полетном времени пули tc=1 сек боковое отклонение пули равно 4 м.

Величина отклонений пуль возрастает с увеличением скорости движения машины. Округленно угловые отклонения пуль в тысячных при фланговом движении составляют следующие величины:
 

Вид оружия Скорость машины, км/ч
5 10 15 20
Автомат и ручной пулемет 2 4 6 8
Ротный и станковый пулеметы 1,5 3 4.5 6

Из таблицы видно, что при средней боевой скорости машины 12--15 км/ч отклонения пуль составляют 5—6 тысячных дальности (для оружия под патрон обр. 1943 г.). Это даст, например, на дальность 300 м отклонение пуль на 1,5—1,8 м, что следует учитывать при стрельбе, особенно по узким целям.

Наконец, при стрельбе с ходу, особенно при фронтальном движении машины, непрерывно изменяется дальность до цели, что осложняет и подготовку данных, и корректирование огня.

Все эти особенности делают способ стрельбы с ходу наиболее трудным, требующим от стреляющих высокой выучки и мастерства.

Огонь с коротких остановок применяется в наступлении и встречном бою по целям, которые огнем с ходу не представляется возможным поразить. Как и при стрельбе с ходу, при этом способе обнаружение цели и определение исходных установок производится во время движения, после чего по команде стреляющего (командира отделения) делается короткая остановка. Во время остановки уточняется наводка и производятся две-три очереди, после чего по команде командира или наводчика бронетранспортер немедленно продолжает движение.

Такие условия требуют от стреляющих сноровистых и быстрых действий с оружием и умения не терять цель при остановке машины, когда даже при плавном торможении в момент полной остановки корпус машины получает толчок. Большое значение для успешной стрельбы с коротких остановок имеют умелые действия механика-водителя, который должен уметь останавливать машину плавно, не допуская ее колебаний и разворотов при остановке. Для сохранения темпа наступления скачки между короткими остановками совершаются на максимальных скоростях. Расстояние между короткими остановками зависит от интенсивности огня противника и характера местности и составляет обычно 50—100 м, продолжительность остановки—10—12 сек днем и до 14—16 сек ночью. Огневая задача обычно решается с 1—3 коротких остановок.

Этот способ стрельбы исключает влияние на наводку колебания корпуса машины и значительно превышает по действительности огня стрельбу с ходу. Огонь с коротких остановок, как и стрельба с ходу, может вестись из стрелкового оружия десанта и из пулеметов, установленных на бронетранспортере.

Огонь с места ведется в обороне, при действии в засаде и при отражении контратаки противника из оружия, установленного на бронетранспортере. Остальной личный состав мотострелковых подразделений действует при этом обычно в пешем боевом порядке.

Этот способ по действительности огня не уступает стрельбе с земли и позволяет поражать наземные цели из крупнокалиберного пулемета (КПВТ) на дальности до 2000 м, а из пулеметов Калашникова (ПКТ) и Горюнова (СГМБ)—до 1000 м. Наличие механизмов наведения пулеметов позволяет также при стрельбе с места в определенных условиях вести огонь в промежутки и из-за флангов своих подразделений.

Стрельба из стрелкового оружия десанта

Из стрелкового оружия десанта—автоматов, ручных и ротных пулеметов—стрельба с бронетранспортера, как указывалось выше, обычно производится с коротких остановок и с ходу.

С коротких остановок с бронетранспортера (а также с переправочных средств при спокойном состоянии водной поверхности) огонь ведется в основном по тем же правилам, что и при стрельбе с места. В подготовке исходных данных учитывается следующее. Так как отыскание и выбор цели производятся в движении, то установку прицела следует определять не в момент обнаружения цели, а по дальности от места предполагаемой остановки. Если, например, бронетранспортер движется фронтально навстречу цели со скоростью 15 км/ч (=4 м/сек), то за время подачи команды и изготовки к стрельбе, которое может составить в среднем 20 сек, величина изменения расстояния до цели будет равна 80 м, т. е. округленно одно деление прицела.

Место для первой остановки по возможности надо намечать на дальности прямого выстрела по цели данной высоты; с этих дальностей огонь с коротких остановок будет более действительным. Напомним эти дальности по типичным целям.

Вид оружия Дальности прямого выстрела, м
по грудным фигура по РПТР (высота 1 м) по бегущим фигурам по автомобилям (высота 2.5 м)
Автомат и ручные пулеметы 350 400 500 и 550 650
Ротный пулемет 400 50 650 750

Поправки дальности на внешние условия стрельбы не учитываются, на боковой ветер поправки берутся в фигурах цели.

Огонь следует вести очередями не менее чем в 4— 5 патронов, а по важным и опасным целям—длинными очередями; при корректировании огня по дальности надо учитывать, помимо величины отклонения пуль, еще и расстояние между остановками. Например, наблюдая при стрельбе по реактивному противотанковому ружью (РПТР) с прицелом 4 недолеты с первой остановки, со второй остановки (приблизившись к цели на 50—70 м) надо продолжать стрельбу с тем же прицелом и точкой прицеливания. Повышать точку прицеливания, как это надо было бы сделать при стрельбе с места, не следует, так как величина недолета компенсируется скачком бронетранспортера до второй остановки.

С ходу огонь ведется, как правило, по групповым целям на близких расстояниях длинными очередями, колебания корпуса машины в большинстве случаев не позволяют пользоваться прицельными приспособлениями, поэтому с ходу ведется обычно направленный огонь; для лучшего корректирования выгодно применять патроны с трассирующими пулями. Огонь следует открывать в момент наименьших колебаний корпуса, когда бронетранспортер движется по ровному участку местности и скорость его не изменяется.

Направленный огонь не требует подготовки исходных данных, наводка оружия производится по стволу и, конечно, никакие поправки на внешние условия стрельбы не учитываются. Однако, как указывалось выше, при фланговом движении бронетранспортера относительно цели следует учитывать поправку на движение своей машины. Практически можно поступать так: при стрельбе с левого борта наводить в левый край широкой групповой цели, при стрельбе с правого борта—в правый край цели; если цель узкая — наводить соответственно левее (правее) цели.

Хорошо третированные стрелки могут учитывать при движении вертикальные колебания машины; когда борт машины опускается, то начинать очередь следует в момент, когда оружие направлено в верхнюю часть цели; когда борт машины поднимается, нажимать на спусковой крючок надо в момент, когда ствол направлен в нижнюю часть цели.

Для повышения действительности стрельбы с ходу выгодно применять сосредоточенный огонь тех средств десанта, которые имеют возможность вести огонь по данной цели.

Несмотря на низкую действительность огня, стрельба с движущихся машин оказывает сильное моральное воздействие на противника, лишает его возможности вести меткий прицельный огонь и тем самым уменьшает вероятность поражения наших войск.

Наконец, отметим, что ведение огня с ходу из стрелкового оружия десанта требует соблюдения строгих мер безопасности при действиях с оружием в машине. Скученность и неудобное положение при изготовке к стрельбе, особенно во время перезаряжания, возможные резкие толчки машины при нарушении установленных мер безопасности могут привести к несчастному случаю. Чтобы этого не допустить, надо заряжать и разряжать оружие, не вынимая ствола из бойниц; после временного прекращения огня обязательно ставить оружие на предохранитель и проверять, нет ли патрона в патроннике после полного прекращения стрельбы.

 

 
Сайт управляется системой uCoz