Вид оружии |
Дальность стрельбы, м |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
1100 |
1200 |
Поправка в тысячных |
Пулемёта КПВТ |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
Пулемёта ПКТ |
4 |
4 |
4 |
4 |
4,5 |
5 |
5 |
5 |
5,5 |
- |
- |
Из
приведенных данных можно сделать вывод, который
послужит удобным мнемоническим правилом для
взятия упреждения по флангово движущимся целям:
на каждые 10 км/ч скорости цели упреждение равно
для КПВТ—3 тысячным, для ПКТ—4 тысячным. Так как
в боевой обстановке определить скорость цели до-
1 вольно трудно, надо помнить, что средняя
боевая скорость движущихся целей 12—15 км/ч.
Поэтому при затруднениях в определении скорости
можно брать при фланговом движении цели
упреждение 0-06 (три деления шкалы боковых
поправок прицела), что в большинстве случаев
соответствует указанной средней скорости. При
косом движении цели, как обычно, упреждение
берется в два раза меньше. Практически для
оптического прицела, где цена делений шкалы
боковых поправок составляет 2 тысячные (0-02),
при косом движении цели со скоростью 12—15 км/ч
упреждение можно брать 0-04 (два деления шкалы
боковых поправок).
При
прицеливании с упреждением надо помнить, как и
при учете поправки на боковой ветер, что
направлению стволов пулеметов соответствуют
центральная марка сетки прицела; по этой марке
надо ориентироваться при взятии упреждения:
центральная марка всегда должна быть вынесена на
величину рассчитанного упреждения вперед по
движению цели.
Наибольшую трудность в подготовке исходных
данных представляет расчет суммарной поправки на
движение цели и боковой ветер. Нужна
значительная практика в решении различных задач,
чтобы в уме достаточно быстро и правильно
подсчитать суммарную поправку.
Приведем примерный порядок решения такой задачи.
Наводчик пулеметов бронетранспортера обнаружил в
своем секторе обстрела цель—наступающий
бронетранспортер противника—на дальности 1000 м;
движение цели слева направо под острым углом к
направлению стрельбы; ветер справа боковой
сильный.
При
расчете суммарной поправки можно рассуждать так;
— движение цели косое вправо—упреждение брать
вправо 0-04 (на среднюю скорость цели);
— ветер справа сильный—поправку ввести также
вправо 0-02 (для умеренного ветра 0-01);
— общая поправка вправо 0-06 (прицеливаться,
используя третий штрих слева от центральной
марки).
Подобным образом, применяя мнемонические
правила, достаточно просто и быстро определяется
суммарная поправка на движение цели и боковой
ветер.
Остальные правила стрельбы из пулеметов
бронетранспортера с места, коротких остановок и
с ходу не имеют существенных отличий от
рассмотренных правил для стрелкового оружия
десанта. Особыми положениями надо
руководствоваться при ведении огня в промежутки
и из-за флангов своих подразделений.
Стрельба в промежутки и из-за флангов
своих подразделений
Бронетранспортеры в наступлении обычно
перемещаются сзади наступающих боевых порядков
танковых и мотострелковых подразделений, а в
обороне располагаются в глубине опорных пунктов
мотострелковых взводов. В этих случаях при
ведении огня из пулеметов бронетранспортеров
возникает опасность поражения своих
подразделений, находящихся впереди. Огневые
позиции бронетранспортерам для стрельбы в таких
условиях надо выбирать с учетом промежутков
между своими подразделениями, строго соблюдая
правила ведения огня для обеспечения полной
безопасности впереди расположенных
подразделений.
Стрельба в промежутки и из-за флангов своих
войск требует высокой точности, которая может
быть достигнута только оружием, закрепленным на
станке или специальной установке.
Поэтому стрельба в промежутки и из-за флангов
своих войск разрешается только с места из
пулеметов, установленных в бронетранспортере
(или из станковых пулеметов с грунта). При этом
оружие, особенно механизмы наведения и
боеприпасы, должно быть вполне исправным, чтобы
исключить случайные выстрелы в опасном для своих
войск направлении.
Ведение огня в промежутки между своими
подразделениями требует от наводчиков пулеметов
не только отличной выучки и полной уверенности в
исправности своего оружия, но и высоких волевых
качеств, так как стреляющий обычно видит при
такой стрельбе в поле зрения прицела и цель, и
свои подразделения и понимает, что каждая его
ошибка и даже неточность может стоить жизни
своих товарищей.
Безопасность стрельбы в промежутки и из-за
флангов своих подразделений обеспечивается
выполнением двух условий. Во-первых, огонь можно
вести только по той цели, которая находится
дальше рубежа своих подразделений настолько, что
исключается всякая возможность их поражения
рикошетирующими пулями. Это условие выполняется
в тех случаях, когда места падения пуль при
ведении огня находятся обязательно дальше рубежа
расположения своих подразделений. Допустимое
удаление цели от рубежа расположения своих
подразделений должно быть таким, чтобы можно
было учитывать возможные ошибки в определении
расстояний и наибольшие отклонения пуль в
ближнюю сторону из-за рассеивания. Расчеты
показывают, что для пулеметов, установленных на
бронетранспортере, это удаление должно быть не
менее 300 м. Следовательно, первое условие для
безопасной стрельбы в промежутки или из-за
флангов своих подразделений—цель должна
находиться не ближе 300 м за линией своих войск
(рис. 3).
Рис. 3. Условия, обеспечивающие безопасность
стрельбы в промежутки между своими
подразделениями.
Казалось бы, что такой вывод существенно
ограничивает возможности стрельбу с
бронетранспортеров. Однако следует помнить, что
мотострелковые подразделения огнем автоматов и
ручных пулеметов могут наиболее надежно поражать
цели перед своим фронтом и на флангах на
дальности до 400 м. Поэтому огнем пулеметов с
бронетранспортеров в большинстве случаев
целесообразно поражать цели, удаленные от рубежа
своих войск более чем на 400 м—на дальностях
600—800 м из пулеметов СГМБ и ПКТ и 800—1000 м
из крупнокалиберного пулемета, т. е. те цели,
которые трудно поразить огнем автоматов и ручных
пулеметов. Таким образом, соблюдение указанного
условия безопасности стрельбы не противоречит
тактическим требованиям использования огня с
бронетранспортеров. В то же время при
необходимости пулеметы бронетранспортеров могут
вести огонь и по целям в границе зоны сплошного
огня из стрелкового оружия перед фронтом
обороняющихся на удалении 400—300 м от переднего
края.
Вторым условием, обеспечивающим безопасность
стрельбы, является достаточное удаление цели от
фланга своих подразделений по фронту, т. е.
наличие между направлением на цель и
направлением на ближайший : фланг своих войск
угла безопасности (рис. 3).
Углом
безопасности называют наименьший угол между
направлениями на цель и на свои войска, при
котором исключается возможность попадания пуль в
свои подразделения. Этот угол должен учесть
возможные ошибки в наводке, максимальные
отклонения пуль по боковому направлению из-за
рассеивания и ошибки из-за неучета ветра и
деривации. Расчеты показывают, что при удалении
своих подразделений от стреляющего
бронетранспортера до 200 м угол безопасности
составляет 50 тысячных (0-50), при большем
удалении—35 тысячных ; (0-35). (Расчеты сделаны
для крупнокалиберного пулемета и обеспечивают
безопасность для пулеметов СГМБ и ПКТ, для
которых углы безопасности несколько меньше.)
Практически эти углы определяются с
бронетранспортера, имеющего оптический прицел, с
помощью его шкал боковых поправок, а с остальных
машин — при помощи бинокля или пальцев руки;
угловая величина двух пальцев вытянутой руки
составляет в среднем 50—60 тысячных, большого
пальца руки—35—40 тысячных (рис. 4).
Рис. 4. Определение угла безопасности с помощью
пальцев руки.
Этот
вывод также накладывает значительные ограничения
на стрельбу. Например, при расположении своих
подразделений в 300 м впереди стреляющего
бронетранспортера безопасное удаление плоскости
стрельбы 1 от фланга своих войск должно
составлять не менее 10,5м
(В=(Д*У)/1000=(300*35)/1000=10,5м).
Понятно, что минимальный промежуток между
флангами соседних подразделений при этом должен
быть 21 м и стрельба в нем возможна только по
цели, находящейся точно в направлении середины
промежутка. Хотя практически между наступающими
в пешем порядке подразделениями промежутки будут
обычно больше этой величины (например, между
мотострелковыми отделениями—до 40 м, между
взводами—до 100 м), огонь в промежутки можно
вести в очень ограниченном секторе. Так, при
удалении стреляющего бронетранспортера на 300 м
от своих подразделений и промежутке между ними в
40 м (что составляет на этом удалении 130
тысячных) возможный сектор стрельбы
ограничивается углом в 60 тысячных (130—-(35х2)
= 60 тысячных). Только в этом небольшом секторе
безопасна стрельба в данных условиях (рис. 5).
Очевидно, что более широкие возможности для
ведения огня получают те бронетранспортеры,
которые действуют на флангах взводов и рот,
когда промежутки между соседними подразделениями
составляют 100 и более метров. Это следует
учитывать при размещении бронетранспортеров в
обороне и при использовании их огня в
наступлении.
Рис. 5. Сектор безопасной стрельбы при
промежутке между своими подразделениями в 40 м.
Таким
образом, помимо обычных вопросов подготовки
исходных данных, для стрельбы в промежутки и
из-за флангов требуется очень внимательно
определить дальность до своих войск и величину
угла безопасности. И только при соблюдении
требуемых для безопасной стрельбы условий
открывать огонь. Перемещение ствола по боковому
направлению при ведении огня из станковых
пулеметов с грунта обязательно ограничивается
ограничителями; из пулеметов, установленных на
бронетранспортерах, огонь ведется только с
закрепленными механизмами.
При
ведении и корректировании огня необходимо
внимательно наблюдать за местом падения пуль и
рикошетами не только относительно цели, но и
относительно своих подразделений, следить за их
продвижением и сигналами. При корректировании
огня надо обязательно следить за тем,
сохраняются ли необходимые углы безопасности при
наводке с новым прицелом или в новую точку
прицеливания.
Стрельба поверх своих подразделений
В
различных видах боя могут возникать условия,
когда с бронетранспортеров огневые задачи должны
решаться стрельбой поверх своих подразделений
Такая стрельба допустима только тогда, когда
исключена всякая возможность поражения своих
подразделений.
Понятно, что прямые попадания в свои
подразделения будут исключены в том случае,
когда самая нижняя траектория снопа рассеивания
пуль пройдет выше своих подразделений (рис. 6).
Поэтому безопасность стрельбы поверх своих
подразделений определяется по величине угла
между линией возвышения и направлением на свои
подразделения.
Рис. 6. Условие, обеспечивающее безопасность
стрельбы поверх своих подразделений.
Наименьший угол в вертикальной плоскости между
линией возвышения и направлением на свои войска,
при котором исключена возможность поражения их
прямым попаданием пуль, называется
углом
безопасности.
Угол
безопасности при ведении огня поверх своих
подразделений слагается из суммы следующих
углов:
—
угла, соответствующего росту человека
(считая, что свои войска наступают);
— угла прицеливания на дальность до своих
войск (для учета понижения пули под линией
возвышения);
— угла, соответствующего отклонению крайней
нижней траектории от средней (считая
возможность рассеивания в два раза больше
табличной);
— угла, соответствующего возможному
отклонению траектории вниз из-за неучета
внешних условий стрельбы и из-за износа
канала ствола, вызывающего падение начальной
скорости;
— угла, учитывающего минимально допустимое
расстояние между траекторией полета пуль и
своими подразделениями, расположенными
открыто (принимается 3 м).
Рассчитанные по указанным элементам углы
безопасности приводятся в таблицах стрельбы из
стрелкового оружия: для пулемета СГМБ они
составляют следующие величины:
Расстояние до своих подразделений, м |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
Угол безопасности в тысячных |
54 |
30 |
24 |
21 |
20 |
21 |
22 |
24 |
27 |
30 |
Наименьший безопасный прицел |
18 1/2 |
14 |
12 1/2 |
12 |
11 1/2 |
12 |
12 |
12 1/2 |
13 |
14 |
Таблица составлена при условии, что свои войска
и цель находятся на одной линии, т. е. на
совершенно ровной местности. Из нее следует
вывод, что при удалении своих подразделений на
100 мот стреляющего бронетранспортера огонь
поверх своих войск практически вести нельзя, т.
к. наименьший безопасный прицел равен 18'/2 (т.
е. огонь можно вести по целям, удаленным более
чем на 1850 м).
При
удалении своих подразделений на 200 м и более
для пулемета СГМБ можно принять округленно
единое значение наименьшего безопасного прицела
14, соответствующего расстоянию в 1400 м (с
округлением в безопасную сторону). Такой
наименьший прицел и указывается в наставлениях
по стрелковому делу для пулеметов конструкции
Горюнова.
Для
станковых пулеметов конструкции Калашникова,
имеющих начальную скорость несколько меньшую,
чем пулеметы Горюнова, наименьший безопасный
прицел равен 15.
Для
крупнокалиберных пулеметов, установленных на
бронетранспортерах, из-за значительного
рассеивания пуль по высоте стрельба поверх своих
войск на ровной местности не допускается.
Таким
образом, возможности ведения огня поверх . своих
подразделений на ровной местности весьма
ограничены, так как в этих условиях наименьший
безопасный прицел велик, а для станковых
пулеметов конструкции Калашникова равен их
наибольшей прицельной дальности 1500 м.
В
практике такие условия почти никогда не
возникают: если местность совершенно ровная, то
выше своих подразделений цель не будет видна
стреляющему, она может быть видна только в
промежутки между ними.
Если
же цель наблюдается поверх своих подразделений,
следовательно, стреляющий или цель находятся
выше своих войск, т. е. между направлениями от
пулемета на свои войска и на цель есть какой-то
угол в вертикальной плоскости. Наличие этого
угла может значительно сокращать безопасную
дальность стрельбы поверх своих подразделений и
тем больше, чем больше величина этого угла.
Поясним это следующим примером. Допустим, что
дальность до своих подразделений 400 м, а до
цели 1000 м. В условиях ровной местности
стрельба поверх своих войск в этом случае была
бы недопустима. Предположим теперь, что
местность неровная и цель находится выше своих
подразделений на 30 тысячных (рис. 7). При
стрельбе из пулемета ПКТ с прицелом 10 линия
возвышения будет направлена выше линии
прицеливания на величину угла прицеливания (19
тысячных). А так как цель выше своих
подразделений, то при наведении пулемета в цель
линия возвышения пройдет выше рубежа своих
подразделений на угол 49 тысячных (30+19).
Согласно таблицам стрельбы из станковых
пулеметов Калашникова угол безопасности,
соответствующий безопасному прицелу 15, равен 40
тысячным. Во взятом примере линия возвышения
проходит выше местности, нанятой своими
подразделениями, на 49 тысячных, т. е. больше,
чем угол безопасности. Следовательно, стрельба
поверх своих подразделений в этих условиях
возможна.
Рис. 7. Условия стрельбы поверх своих
подразделений на неровной местности
Таким
образом, на неровной местности возможность
стрельбы поверх своих подразделений определяется
следующим порядком: к углу прицеливания в
тысячных, соответствующему расстоянию до цели,
прибавляется вертикальный угол между целью и
своими подразделениями; если полученная сумма
равна углу безопасности или больше него,
стрельба поверх своих подразделений безопасна.
Например, дальность до цели 800 м, свои
подразделения находятся впереди стреляющего
бронетранспортера на 200 м и ниже цели па 25
тысячных. При стрельбе из пулемета СГМБ на
дальность 800 м угол прицеливания составляет II
тысячных. Сумма угла прицеливания и
вертикального угла между целью и своими войсками
равна 11+25=36 тысячным, а угол безопасности при
удалении своих войск на 200 м равен 30 тысячным.
Следовательно, стрельба поверх своих
подразделений безопасна.
Данный способ решения задач требует наличия
таблиц стрельбы; его могут применять офицеры при
изучении местности и организации системы огня,
особенно в обороне.
При
наличии на ОП бронетранспортера или станкового
пулемета на грунте такие задачи решаются без
таблиц стрельбы. Для этого поступают так:
пулемет с прицелом, соответствующим дальности до
цели, наводят в цель и закрепляют механизмы
наводки; затем, не изменяя положения пулемета,
устанавливают наименьший безопасный прицел и
смотрят, куда направлена линия прицеливания.
(При наличии на пулеметной установке оптического
прицела с постоянными прицельными
шкалами—смотрят, куда направлен штрих,
соответствующий установке безопасного прицела.)
Стрельба безопасна в тех случаях, когда линия
прицеливания (штрих установки безопасного
прицела) направлена в рубеж, на котором
находятся свои войска, или выше (дальше) этого
рубежа (рис. 8).
Рис. 8. Определение возможности стрельбы поверх
своих подразделений с помощью пулемета:
1 — линия прицеливания с прицелом,
соответствующим дальности до цели;
2— линия прицеливания с безопасным прицелом;
а — стрельба возможна;
б — стрельба невозможна
Огонь
поверх своих подразделений но всех случаях ведут
только под руководством командира. Пулеметы, их
станки (крепление в бронетранспортере) должны
быть в полной исправности; если стрельба ведется
с грунта, то перед ведением огня должна быть
произведена очередь для того, чтобы произошла
осадка пулемета на позиции. Патроны для стрельбы
должны быть взяты из герметической укупорки и
тщательно осмотрены; смена нагретого ствола при
ведении непрерывного огня должна производиться
после каждых 250 выстрелов.
Перед
открытием огня командир должен проверить
установку прицела и целика, правильность
наводки, а также закрепление механизма
вертикальной наводки.
При
ведении огня и его корректировании необходимо
тщательно следить за положением своих
подразделений и за тем, сохраняется ли
необходимый угол безопасности при выборе новой
точки прицеливания или при изменении установки
прицела.